M arket-visit (маркет-визит, «визит на рынок») – в компаниях сферы FMCG это выезд «в поля» сотрудников, в функциональные обязанности которых полевая работа не входит. Например, маркет-визит могут совершить:
1. Топ-менеджмент , а точнее Представители head-office (головного офиса компании), руководители служб, ведущие специалисты.
Целью их визита является общий визуальный анализ положения компании на рынке.
2. Сотрудники маркетинговой службы: маркетологи, бренд-менеджеры.
Целью их визита чаще всего бывает получение обратной связи о маркетинговой политике компании, для чего они общаются с персоналом торговых точек, проводят визуальную оценку выкладки, анализ видимости POS-материалов, анализ запасов товара и др. аналитика.
3. В ряде компаний периодический маркет-визит является обязательной практикой для всех офисных сотрудников вплоть до бухгалтерии и IT-специалистов. Целью выезда является оказание помощи торговым представителям в мерчендайзинге и переговорах с клиентами.В некоторых компаниях обязательный совместный выезд с торговым представителем входит в программу адаптации любого принятого на работу сотрудника.
Подобная практика позволяет сотрудникам всех служб получить ясное представление о работе торгового представителя, существующих в этой работе сложностях и проблемах, сформировать единое понимание стандартов работы на территориях, приобщить офисных сотрудников к реалиям борьбы компании за долю рынка. Корпоративная культура этих компаний разворачивается лицом к отделу продаж как к основному центру прибыли, а в отношениях между службами осуществляется эффективная профилактика бюрократизма.
И в этом плане маркет-визиты являются намного более действенной практикой, нежели любые тренинги для командообразования.