Внедряя систему автоматизации мерчендайзеров или торговых представителей, нужно быть готовым к определенным проблемам, через которые проходят абсолютно все компании.
Не расстраивайтесь и не отчаивайтесь - через эти проблемы проходят все, и многие компании уже успешно их преодолели. В данной статье мы подробно рассмотрим исключительно технические проблемы. Проблемы с человеческим ресурсом - тема отдельной статьи.
Сложность изначального наполнения базы данных
Эта проблема имеет две причины - неподготовленность данных к вгрузке внутри компании и (возможно) сложность импорта подготовленных данных в выбранную вами систему автоматизации.
Очень часто, на момент запуска проекта, сотрудники компании понимают, что, например, текущие планы визитов каждый супервайзер распечатывает в своем формате, кто-то пишет Город-Сеть-Адрес в трех столбцах, кто-то в одном, а кто-то использует Word а не Excel. Для загрузки же в систему все данные требуется привести к одному строгому формату, что, зачастую, может растянуться на недели.
Некорректно заполненная база
Это не моя торговая точка!
Зачастую вскоре после старта, полевые сотрудники начинают ругаться на систему, которая в данном вопросе ни в чем не виновата. Оказывается, супервайзеры или сотрудники предоставлявшие данные прислали неактуальную или неверную информацию - неправильные адреса, маршруты, некорректные матрицы товаров.
Что тут можно посоветовать? Внимательнее подготавливать начальные данные для старта и запастись терпением, если данные УЖЕ были представленны некорректно. Также очень помогает оперативная обратная связь от разработчиков системы автоматизации и опыт разбора таких ситуаций разработчиками. Зачастую, если эти проблемы решаются "онлайн" или даже с выездным менеджером, то запуск может быть проведен почти безболезненно и за считанные дни.
Отсутствие поддержки популярных устройств
Многие разработчики систем автоматизации мерчендайзинга не поддерживают или плохо поддерживают iOS (по статистике, до 35% мерчендайзеров пользуются iPhone), а также не поддерживают Windows Phone и плохо поддерживают старые версии Android, по-прежнему популярные среди мерчендайзеров в регионах.
Лучше всего заранее ознакомиться со списком поддерживаемых систем и фактическими требованиями к версии операционной системы, на этапе выбора поставщика системы аналитики.
"Проблемные" мобильные устройства
Устройства, не подходящие для корректной работы систем автоматизации - китайские марки с кривой прошивкой, как ни странно, многие Samsung’и, поврежденные устройства (разбитые экраны, сколы).
Захламленное ПО на устройствах: развлекательные приложения, приложения для работы с фото и видео, альтернативные камеры, различные темы, трояны, вирусы.
Ресурсоемкие настройки устройства (автоповорот экрана, автояркость экрана, push-up уведомления и т.п.)
Отсутствие сводной статистики
Хотя это и не является технической проблемой, этот вопрос стоит ЕЩЕ раз упомянуть.
Многие системы автоматизации решают только вопросы оперативного контроля и управления, но не предоставляют сводную аналитику, в частности для отделов продаж и маркетинга. То есть, с одной стороны, вы автоматизировали полевых сотрудников, они ходят по точкам, им ставятся задачи, контроллируется их работа, система каждый день выгружает файл с информацией о наличии товаров на полках на 300.000 строк и отправляет в отделы продаж и маркетинга.
Вручную анализировать 300.000 строк в день? Серьезно?! А как посчитать за месяц?!
Конечно же, этот файл (если он даже есть), ежедневно отправлятся в корзину.
Конечно же, система должна быть достаточно гибкой, чтобы выводить сводные отчеты в 20-50 строк (например, среднее наличие или процент активации промо-акций или сети, в которых ни разу не было залистованного товара за месяц). Именно так и только так можно увеличить продажи и улучшить смежные показатели.
Конкретно об этом - в отдельной статье.