На протяжении большого промежутка времени основными требованиями при автоматизации торговых сетей считались получение приемлемых данных о работе компании и контроль порядка поставок. До сих пор повышение управляемости формулируется как одна из основных целей в проектах такого рода, однако все большее число ведущих компаний начинают ставить ориентир на улучшение маркетинговой политики и повышение качества обслуживания покупателей.
Цели систем автоматизации торговых сетей:
- повышение управляемости,
- оптимизация работы склада,
- оптимизация поставок,
- увеличение объема продаж,
- увеличение оборота,
- минимизация злоупотреблений со стороны персонала,
- снижение расходов,
- улучшение маркетинговой политики,
- ускорение процессов обслуживания покупателей.
В середине 90-х годов в России появляются первые супермаркеты, а в месте с тем начинает формироваться рынок автоматизации российских розничных торговых сетей. В истоках развития автоматизации у компаний всегда был выбор - либо приобретать необходимое программное и аппаратное обеспечение у системных интеграторов, либо разрабатывать систему силами своих штатных программистов. Внедрение иностранных решений долгое время считалось нецелесообразным по причине высокой стоимости, поскольку та существенно превышала финансовые возможности отечественных продавцов.
В это время системы, предлагаемые на рынке компаниями-разработчиками, мало чем отличались по своему функционалу от того, что могли разработать ИТ-подразделения самих торговых компаний. Но при этом преимущество самостоятельного создания системы было очевидно, ибо полученная система была полностью оптимизирована под специфику торговой организации и обходилась значительно дешевле. Однако, по мере расширения бизнеса, система, написанная под малое или среднее предприятие, переставала справляться с увеличивающимся потоком обрабатываемой информации. Приобретение готового решения у компании-разработчика, в свою очередь, гарантировало, что продукт уже прошел необходимое тестирование и не требует доп.доводки в процессе эксплуатации.
В один период на этом рынке существовала схема работы, в которой торговые компании заключали договоры с системными интеграторами, которые уже имели готовые продукты, после чего совместно доводили их до полного соответствия потребностям компании. Поскольку единой определенной бизнес-модели для торговых сетей на тот момент не существовало, каждая торговая компания на основе некоего готового решения фактически разрабатывала для себя новую торговую систему. И получалось так, что система, разработанная для одной компании, не подходила для другой, хотя за счет подобных проектов рынок постепенно заполнялся разного рода специализированными продуктами.
Подведенные к концу 90-х годов(1998) итоги показали, что преодолению кризисных явлений в компаниях в значительной степени способствует ежедневный, постоянный и адекватный учет всех бизнес-процессов, который и обеспечивают современные системы автоматизации торговли. Тогда же выяснилось - в более выигрышном положении оказались компании, организовывающие свой бизнес в соответствии с западными стандартами.
Торговые сети, которые вышли на рынок к началу «нулевых», уже изначально были ориентированы на применение комплексных информационных систем. Некоторые торговые предприятия, тем не менее, продолжали самостоятельно разрабатывать собственные решения. В этом случае сети, как правило, организовывались крупными компаниями с уже сложившимися ИТ-подразделениями и необходимым ассортиментом внутренних разработок.
До 1999 г. объем рынка автоматизации в торговле составлял менее $1 млн. Такие низкие темпы роста были обусловлены в основном тем, что долгое время продавцы понимали под автоматизацией только набор бухгалтерских программ, программ по управлению персоналом и кассовых программ. Другими словами, от проекта по автоматизации требовалось только создать адекватный учет товаро-потоков и внедрить системы безопасности для контроля покупателей и персонала. Другие возможности систем, скажем, получение и обработка маркетинговых данных, не казались актуальными вплоть до уже упоминавшегося кризиса 1998 г., после которого на отечественном рынке активизируется рост торговых сетей и, соответственно, расширяется данный сегмент клиентской базы системных интеграторов.
Рост рынка обеспечивало и понимание всех преимуществ комплексной автоматизации, в связи с чем выбору системы теперь уделялось намного больше внимания. Постепенно появляющиеся в регионах торговые сети тоже начинают внедрять современные системы автоматизации, правда темпы внедрения подобных решений значительно уступают московским и петербургским. Во многом это связано с тем, что в регионах компании еще не готовы вкладывать крупные суммы в автоматизацию бизнес-процессов.
А сейчас, давайте уточним критерии выбора системы автоматизации:
- стоимость,
- соответствие ПО особенностям сети,
- известность ПО,
- рекомендации системного интегратора,
- согласование с предыдущей системой ПО.
… и системного интегратора:
- стоимость услуг,
- известность,
- наличие у системного интегратора необходимого ПО и оборудования,
- наличие «истории» успешных проектов с данным интегратором.
Эти критерии помогут вам корректно оценить и подобрать под свои цели нужную вам систему автоматизации.
«Немного истории»
К 2002 г. в России было создано несколько программных продуктов, получивших наибольшее распространение в торговом секторе, в частности, «Супермаг 2000» («Сервис Плюс»), IBS Trade и IBS Trade House (IBS), «Торговый Дом» и «Торговая Сеть» («Астор ВЦ»), «Домино» («Софт-Вест»).
Из западных продуктов наиболее популярными на отечественном рынке стали турецкая OBASE (OBASE) и система GESTORI (компании FIT). Последняя система большей частью была создана в России, но основана на западных стандартах. С конца 2001 г. в российской торговле начали активно внедряться системы ERP-класса — SAP R3 RETAIL и Navision AXAPTA RETAIL.
«Когда всё хорошо обернулось»
Внедрение систем класса ERP стало показателем того, что российская торговля переходит на принципиально новый уровень — к западным стандартам ведения бизнеса. Следует, правда, отметить, что внедрение подобной системы, скорее всего, означает то, что торговая сеть готовится к продаже крупному инвестору, который уже работает по западным стандартам. Тем не менее, существуют торговые сети, которые внедряют ERP изначально, с момента своего создания, — например, супермаркеты «О’Кей» (Санкт-Петербург).
Развитие систем класса ERP в торговле, безусловно способствовала увеличению объема рынка автоматизации. С другой стороны, дороговизна этих решений до определенного момента (до 2002-2003 гг) была фактором, тормозящим его развитие. Внедрение ERP активируется в тех торговых компаниях, чей оборот больше не смогут обслуживать старые системы, и которые планируют привлекать иностранные инвестиции и выполнять все требуемые задачи любых объемов. А по оценкам экспертов доля таких компаний возрастает ежемесячно.
Активный рост торговых сетей обусловил пропорциональный рост рынка автоматизации: при расширении существующих торговых сетей стали автоматизированы новые открываемые магазины и распределительные центры. Проекты по их автоматизации осуществляют те же системные интеграторы, которые изначально поставляли программно-аппаратное обеспечение сети-заказчику. Так же, немалую долю рынка составила автоматизация новых торговых сетей или сетей, которые до тех пор торговали «через прилавок». Новые игроки рынка выбирают из уже функционирующих на рынке апробированных систем. Самыми перспективными для автоматизации «с нуля» стали региональные компании, так как торговые сети Москвы и Санкт-Петербурга в целом уже автоматизированы.
В уже автоматизированные торговые сети устанавливаются более совершенные системы. Смена системы обычно вызвана несколькими причинами. Чаще всего новая система устанавливается вместо прежних самостоятельно разработанных решений, которые уже не могут адекватно обеспечивать работу торгового предприятия в случае его роста. Внедрение новой системы, как правило, бывает чревато необходимостью изменять некоторые бизнес-процессы. Поэтому торговые компании достаточно долго пытаются совершенствовать уже установленные системы и как можно позже переходят к новым продуктам, не осознав своевременно преимущества перехода, удобства и сэкономленные время и деньги компании. Кроме того, причиной смены системы зачастую становится рост торгового предприятия и усложнение задач, которые система должна решать.
Немаловажным фактором влияния является и приход на отечественный рынок иностранных торговых сетей. Иностранные компании, открывшие свои магазины в России, как правило, работают с собственными системами, и российские интеграторы в данном случае имеют мало конкурентных преимуществ.
И все это специалисты спрогнозировали еще в далеком 2001 году, поэтому теперь у нас уже есть возможность выбирать из разнообразия систем. О таком, в свое время, можно было только мечтать.
По итогу, мы предоставим список актуальных систем, которые уже завоевали высокий уровень доверия у компаний, при хорошем соотношении предоставляемых услуг, скорости, цены и безопасности:
-
-
-